Карбоновый велосипед

Что же такое карбон?

Основная составляющая часть карбона— это нити углерода. Такие нити очень тонкие (примерно 0.005-0.010 мм в диаметре), сломать их очень просто, а вот порвать достаточно трудно. Из этих нитей сплетаются ткани. Они могут иметь разный рисунок плетения (ёлочка, рогожа и др.). Для придания ещё большей прочности ткани из нитей углерода кладут слоями, каждый раз меняя угол направления плетения. Слои скрепляются с помощью эпоксидных смол. Карбон применяется для изготовления лёгких, но прочных деталей, например: велосипеды, кокпиты и обтекатели в Формуле 1, спиннинги, мачты для виндсёрфинга, бамперы, пороги, двери, крышки капотов на спортивных автомобилях, несущие винты вертолётов.

Помимо обычных органических волокон (чаще всего вискозных и полиакрилонитрильных), для получения нитей углерода могут быть использованы специальные волокна из фенольных смол, лигнина, каменноугольных и нефтяных пеков.

Детали из карбона превосходят по прочности детали из других материалов.
Детали из карбона обходятся значительно дороже аналогичных деталей из стекловолокна. Дороговизна карбона вызвана, прежде всего, более сложной технологией производства и большей стоимостью производных материалов. Например, для проклейки слоев используются более дорогие и качественные смолы, чем при работе со стеклотканью, а для производства деталей требуется более дорогое оборудование.

Карбоновая рама для велосипеда

По сравнению с другими материалами, из которых обычно изготавливаются велосипедные рамы, карбон имеет феноменальную прочность в целом и обладает наилучшей усталостной прочностью. Но, как и в случае с другими материалами, падение может причинить вред вашей замечательной карбоновой раме.

Насколько же сильно нужно волноваться о прочности карбоновой рамы при падении? Как вы можете догадаться все зависит от самого падения :-).

Горные велосипеды из карбона выпускаются уже много лет.
Стоит отметить, что карбоновый горный велосипед уже не представляет собой какой-то новый феномен. Такие известные компании, как Trek и Giant выпускают горные велосипеды из карбона уже много лет без каких-либо проблем. Поэтому, не нужно бояться купить "новомодное высокотехнологичное устройство, сделанное по непроверенной временем технологии".

Также, бытует ошибочное мнение, что карбоновая рама боится любой царапины. Это не так! Эксплуатация велосипеда вызывает естественный износ, как деталей, так и самой рамы, и вам скорее всего не удасться избежать сколов и царапин на декоративном покрытии, при условии, что вы катаетесь, а не сдуваете с него пыль. Мы знаем, что некоторые владельцы карбоновых велосипедов, используют в наиболее уязвимых местах рамы защитную пленку, и учли в производстве рам этот довольно неплохой способ продлить "молодость" своего велосипеда.

Эксплуатация и ремонт карбоновой рамы

Все же, прежде чем мы расскажем вам о том, как происходит ремонт карбоновой рамы, мы расскажем вам немного о том, что компания IBIS Cycles делает со своими рамами для того, чтобы вам не пришлось этим заниматься.

На карбоновых рамах IBIS, места, более всего подверженные внешним ударам - усилены.
Несколько внешних слоев волокна спроектированы таким образом, чтобы быть устойчивыми к точечным ударам. Большая часть слоев в карбоновых рамах IBIS состоит из предварительно пропитанного углеродного волокна, ориентированного под углами 0, 22.5 и 45 градусов. Плетение (рогожка) под углом 90 градусов, которое вы обычно видите в верхнем слое, помимо декоративной функции обеспечивает наилучшее противодействие точечным ударам. Также, в местах наиболее подверженных ударам, добавлен патентованный IBIS слой волокна "e-glass", который обеспечивает дополнительную прочность.

Можно ли сломать и восстановить карбоновую раму?

Обычно при сильном ударе ломается «матрица» из смолы, а не карбоновое волокно. Поэтому, чем меньше смолы между волокнами, тем меньше вероятность увидеть распространение трещины. Новые композиты с низким содержанием смолы, которые сейчас используются, менее подвержены раскалыванию, тресканию или разрушению. Уменьшение содержания смолы, требуемое для пропитывания матрицы, уменьшает риск поломки карбоновой рамы.

Но предположим, вы очень сильно облажались и поломали немного карбонового волокна вместе с собственными костями. Хорошая новость заключается в том, что карбоновую раму можно восстановить. Вы можете не верить в это?

Как правило, легче и дешевле чинить карбон, чем алюминий, титан или сталь.
Вот так то.

Удар, который серьезно помнет алюминиевую трубу, может потребовать замены всей трубы или даже рамы. Алюминиевые велосипедные рамы подвергаются термической обработке, так что кроме удаления старой и приварки новой трубы (если старая вообще может быть заменена) вам также потребуется термическая обработка и покраска или анодирование рамы. Все это не требуется при восстановлении карбоновой рамы!